суббота, 18 апреля 2009 г.

Надконфессиональная синкретическая религиозная философия

Глава классического университетского учебника "Основы религиоведения", знакомящая читателя с широким спектром мистических, оккультных, спиритуалистических и других концепций осуществляющих синтез элементов различных религий, а также научного и вненаучного знания. Трефилов В. А. Надконфессиональная синкретическая религиозная философия//Основы релиоведения: Учеб., М.: Высш. шк., 2005, Глава XVII . c. 364-381.

В состав надконфессиональной синкретической религиозной философии входит широкий спектр мистических, оккультных, спиритуалистических и других концепций, которые развиваются вне основного русла традиционных религиозных направлений. Они осуществляют синтез элементов различных религий, а также научного и вненаучного знания. Многие формы надконфессиональной синкретической религиозной философии формировались и развивались вокруг философского комплекса оккультизма. Оккультизм (лат. occultus — тайный) есть мистико-философское учение о существовании скрытой за материальными процессами и явлениями высшей реальности. Он ставит задачу проникновения в тайны мироздания и выявления дремлющих в человеке высших сил и способностей, а также разрабатывает методы влияния на «скрытое», «тайное». Термин «оккультный» получил распространение после выхода в свет трактата «Оккультная философия», напиcанного Агриппой Неттесгеймским (1486‒1535). Оккультизм пронизывает комплекс так называемых герметических наук (по имени легендарного основателя Гермеса Трисмегиста, согласно легенде V‒IV вв. до н.э.), в состав которых входят магия, каббалистика, астрология, алхимия, френология и различные виды мантики. Сами теоретики и историки оккультизма возводят происхождение эзотерического знания (греч. esoterikos — внутренний) к древнейшим эпохам человеческой истории. Они полагают, что ядро оккультной философии было создано еще жрецами Атлантиды и после ее гибели унаследовано жрецами Египта, Тибета и других, более поздних цивилизаций. Элементы философии оккультизма находят в египетской, индийской и китайской предфилософии, зороастризме, философии орфиков и пифагорейцев, в философии Платона и в Каббале. Указанные концепции стали основой формирования комплекса философских идей оккультизма в более поздние эпохи. Дальнейшее его развитие связано с именами Агриппы Неттесгеймского, Р. Фладта (1574‒1637), Парацельса (1493‒1541), Я. Бёме (1575‒1624), Л. К. де Сен-Мартена (1743‒1803), Э. Сведенборга (1688‒1772), а также многих алхимиков, астрологов, каббалистов эпохи Средневековья, Возрождения и Нового времени. Однако наиболее развитые и влиятельные течения оккультной философии были созданы в XIX‒XX вв. Это прежде всего теософия и антропософия.

1 ТЕОСОФИЯ

Термин «теософия» (греч. theos — бог и sophia — мудрость) буквально означает «божественная мудрость». Происхождение этого термина, по утверждению основателей теософии, восходит к школам неоплатоников1, однако самые ранние элементы теософии сложились в Древней Индии, а термин «теософия» имеет свой аналог на санскрите — «брахмавидья» (божественная мудрость)2. Теософия рассматривалась ее основоположниками как основа всех религий, как новый, соответствующий данному историческому времени способ изложения религии, как учение, которое на протяжении всей истории человечества лишь меняло свои формы, но суть которого оставалась неизменной3. Возникновение теософии как особой философской системы связано с деятельностью Е.П. Блаватской (1831‒1891) и созданного ею Теософского общества. Систематизацией ее идей занялись позднее А. Безант (1847‒1933), Р. Штайнер (1861‒1925) и др. Учение Е. П. Блаватской с самого начала формировалось как синтез философских воззрений и религиозных форм различных эпох и народов с современными ей научными идеями. Фактически теософия была одной из первых попыток создания новой парадигмы мышления путем синтеза научного и вненаучного знания. Главный теософский труд Е. П. Блаватской — «Тайная Доктрина». Не отрицая позитивной роли науки, теоретики теософии подчёркивают её ограниченность. Главная разница между теософической наукой и обычной современной наукой видится в том, что последняя имеет дело лишь с обрывками целого — с физическими явлениями этого и других миров, с тем, что может быть проведено через физический мозг человека и его чувства. В отличие от обычной науки теософическая наука рассматривает весь мир как проявление мысли во всех разрядах материи. Оккультная наука знает о существовании еще более высоких родов разреженной материи. Человек никоим образом не ограничен одним только физическим миром. Необходимо развивать «новые чувства», для того чтобы наблюдать явления более тонкой материи. Формирование науки более высокого уровня должно идти путем синтеза методов обычной науки и методов теософии.

1.1 Космология

Картина мироздания, которую рисует теософия, дана, по мнению А. Безант, духовными охранителями человечества через их ученицу и посланницу Е. П. Блаватскую и описана в ее произведениях. Теософия определяет космос как систему, «которая, исходя от единого Логоса и поддерживаемая Его Жизнью, является… вполне законченной в себе самой»4. В большинстве теософских трудов человеческий космос ограничивается Солнечной системой, в которой физическое Солнце — это низшее проявление Логоса. Логос понимается как «зеркало, отображающее Божественный Разум; Вселенная же является зеркалом Логоса, хотя последний есть сущность… этой Вселенной… каждая Вселенная (Мир или Планета) имеет своего Логоса…»5. Материя Солнечной системы есть результат первого творческого действия божественного Логоса, которое подготовляет поле эволюции. Она везде пронизана более тонкой материей, другими мирами и переплетается с ними. Первоматерией космоса является эфир, изменение плотности которого порождает различные материальные формы; мысль рассматривается как особо тонкий вид эфира. Эволюция космоса — результат действия трех творческих волн Божественного Логоса (или трех логосов). Первая жизненная волна, излитая в океан межзвездной материи, исходит из самого Логоса. Она образует атомы и строит их многочисленные сочетания. Вторая великая волна в своем нисходящем движении наделяет материю различными чертами или свойствами, а в восходящем движении строит формы из материи, уже обладающей свойствами. В этом процессе Логос раскрывается как творец, как «Великий Геометр Вселенной». Третья великая волна связана с истечением «семян божественности» — человеческих душ, которые Божественный Логос посылает в материю для того, чтобы одушевить и использовать тела, подготовлявшиеся для них в течение долгой эволюции, медленного восхождения от минерала к растению, от растения к животному, от животного к животному-человеку. Теософия рисует пантеистическую картину мира, в котором каждая частица материи духовно-материальна. Дух и материя составляют неразрывную пару, и одна сторона не может существовать без другой. Солнце как проявление Логоса в человеческом космосе имеет могущественных сотрудников — разумных духов, которые становятся действующими силами в создаваемой им Вселенной. Это семь священных сущностей — планетарных логосов (логосов второго порядка), саморожденных от присущей им силы в лоне Материи-Субстанции. Высшие духи были космократорами, формовщиками нашей Солнечной системы. Каждый из них — предводитель целой иерархии духов, управляющих его царством, и специализирует материю своего царства. Седьмеричная система, изначально задаваемая семью логосами второго порядка, пронизывает весь человеческий космос от атомов, которые тоже имеют семь субпланов,— до планетарных царств и человека. На четырех нижних планах каждый планетарный логос Земной шар является одной из ступеней планетарной эволюции, имеющей также седьмеричную цикличность. Земной манвантаре предшествовала лунная, которая произвела семь классов существ, от которых произошли существа земной манвантары. Человеческая эволюция представляет собой процесс развития сменяющих друг друга семи рас. Первая коренная раса Земли состояла из студенистых аморфных существ и «получила свое дыхание жизни от солнца». Вторая обладала «более определенным составом тела», третья, лемурийская, состояла из обезьяноподобных существ гигантских размеров. В эпоху, когда третья коренная раса Земли завершала свой цикл, на Земле появляются представители высокоразвитого человечества с планетарной цепи Венеры, «Сыны Огня» — светлые существа, принадлежащие к одному из высших разрядов среди Сынов Разума. Они поселяются на Земле как божественные учителя юного человечества и вносят в животного-человека искру, из которой образуется человеческая душа. Затем в результате земного воплощения высокоразвитых космических существ «Солнечных Питрисов» появляется четвертая, атлантическая, раса. Пятая, или арийская, раса развивалась под непосредственным наблюдением высшего существа, «технически» называемого Ману. Человечеству предстоит завершить цикл пятой расы и пройти процесс эволюции внутри шестой и седьмой рас. В конце седьмой расы, по окончании земной манвантары, наша земная цепь передаст последующей плоды своих достижений. Это будет божественно совершенные люди, подобные Будде и Ману, которые примут руководство новой эволюцией по указанию планетного Логоса. Одним из основных компонентов теософии является учение о перевоплощении — процессе, охватывающем как эволюцию Вселенной в целом, так и эволюцию человека. Жизнь есть способ самореализации Логоса, процесс эволюции частиц его жизни — монад. Человек представляет собой разумную, самосознающую сущность, облеченную в тела, принадлежащие ментальной, астральной и физической сферам.

1.2 Учение о человеке

Учение о человеке внутри человека — это луч, исходящий из Логоса, искра, спустившаяся из пламенипосредством тончайшей нити, заключенная в оболочку, состоящую из тончайшей ментальной материи. Он обладает троичной природойсамого Логоса. Эволюция человека представляет собой проявление всех его трех божественных аспектов — бытия, блаженства и разума, развития их из скрытого состояния в активное. Человек — высшее из всех существ, живущих в физической среде, и является в известной степени «наместником Логоса», отвечая за порядок, мир и благоденствие на Земле. Тело человека, по учению теософии, состоит из 1) физического тела, назначение которого — входить в соприкосновение с физическим миром, получать от него информацию и передавать ее душе, и 2) эфирного двойника, назначение которого — служить проводником жизненных токов, исходящих от солнца, и распределять их по различным частям физического тела. Во время земной жизни физическое и эфирное тела функционируют вместе. Кроме того, человек обладает астральным телом, состоящим из особой, астральной материи, прозрачной и тонкой, способной менять свою форму под влиянием мысли, в нем имеются чакры — центры биопсихического поля. Еще один слой многомерного человеческого организма составляет ментальное тело, или тело мысли. Оно состоит из особой «материи мысли», неизмеримо более тонкой, энергетичной и светящейся, чем астральная материя. Материя мысли есть подлинная родина человека. В ментальном теле находится духовный центр — Эго, или Мыслитель. Он имеет овальную форму «аурического яйца». Эта материя обволакивает луч Божественного Я, живой луч Единого Света и Единой Жизни Вселенной, отделяет этот луч от его источников, заключает его внутри тончайшей оболочки из своей субстанции и таким образом делает его индивидуальностью. Этот центр подобен зерну, опущенному в почву человеческой жизни, чтобы напитаться ее соками и вырасти в мощное дерево — «образ и подобие зачавшего его Господа». Человек может освободиться от колеса рождений и смертей, чтобы перейти к сверхчеловеческой эволюции, где его раскрывшееся теперь сознание поднимается на недостижимые высоты до тех пор, пока он не достигнет единения с Самим Божеством.

1.3 Учение в высших мирах

Структура человеческого мира состоит из мира физического, астрального, ментального, «Сферы Буддхи», нирваны и еще более высоких миров, включая «жизнь высочайшего Бога»6. Структура человеческого организма и структура человеческого мира суть аналоги. Физическое и эфирное тела столь тесно взаимосвязаны, что эфирные двойники не образуют особого мира, а как бы примыкают к физическим телам. Астральные тела образуют астральную сферу, где обитают астральные существа с весьма пластичными формами, прозрачными и высокоэнергетичными. Эти формы рождаются мыслью, и продолжительность их жизни зависит от силы, длительности и отчетливости мысли, которая их создает. Мыслеформы, или «искусственные элементали», имеют огромное влияние на земную жизнь людей, выполняя те или иные функции в зависимости от желаний и направленности создавшей их мысли. Астральный мир населен «естественными элементалями» пяти отделов — эфира, огня, воздуха, воды и земли. Кроме них временными обитателями астрального мира являются астральные тела животных. Его могут временно посещать также люди и существа более высокого порядка, выполняющие особые задачи, связанные с работой в астральном мире. Один из важнейших структурных компонентов астральной сферы носит в теософии название «Камалока» (буквально «жилище желаний») и представляет собой чистилище, куда приходят умершие после утраты физических тел для того, чтобы пройти процессы очищения и подготовиться к подлинной жизни души. Камалока представляет собой семислойную структуру, подобную кругам Дантова ада. Ментальная сфера — это сфера сознания, разума, не стесненного физической материей, это истинная родина человека. Оно состоит из «материи мысли», а вибрации мысли создают из ментальной материи мыслеформы, необычайно яркие и прекрасные, вечно меняющиеся, которые невозможно описать на человеческом языке. Ментальная сфера, подобно астральной, населена элементалями и множеством разумных существ, состоящих из светящейся материи и «элементальной эссенции» ментальной сферы. Это светозарные существа с обширными знаниями, великими силами и прекрасной внешней формой, воплощения «спокойной энергии» и неотразимой силы. Высокоразвитый человек может во время сна, медитации или транса покинуть свое тело и действовать в высших мирах. Здесь нет пространственных и временных преград. Общение между человеческими и нечеловеческими существами происходит совершенно свободно. В высших слоях ментальной сферы пребывают Эго (бессмертные «Я») учителей, посвященных и их учеников. Структурным компонентом ментальной сферы является Девакан — теософское название неба (буквально «страна богов», или «светящаяся страна»). Сюда приходят человеческие существа, сбросившие свои физические и астральные тела и прошедшие очищение в Камалоке. Здесь душа собирает жатву добра, посеянного на Земле. В Девакане — мире небесного блаженства и радости — все ценное, что было пережито в земной жизни, перерабатывается в умственные и нравственные качества и силы, которые человек понесет с собой в следующее воплощение.

2 АНТРОПОСОФИЯ

Антропософия (от греч. anthropos — человек и sophia —мудрость) — оккультно-философское учение о человеке как носителе скрытых высших сил и способностей, направленное на развитие органов сверхчувственного восприятия, а также мышления, чувства и воли с целью познания потусторонних миров и преобразования духовной и физической природы человека. Основатель антропософии Р. Штайнер (1861‒1925) первоначально выступал как теоретик и популяризатор теософии, подчеркивая вместе с тем, что излагаемые им концепции есть результат его собственных исследований. Однако уже в ранних работах он делает акцент на исследовании человеческого духа, стремится превратить теософию в экспериментальную науку, разрабатывает вопросы медитативной техники, педагогики, искусства и медицины. После конфликта с Теософским обществом Р. Штайнер основывает в 1913 г. «Всеобщее антропософское общество» с центром в швейцарском городе Дорнахе. Антропософское учение получило распространение в ряде стран Европы и США и оказало влияние на круги творческой интеллигенции. Основные труды Р. Штайнера: «Теософия», «Как достигнуть познания высших миров?», «Очерк Тайноведения», «Путь к самопознанию человека».

2.1 Учение о человеке

Во главу угла антропософской доктрины Р. Штайнер ставит учение о человеке, которого рассматривает как гражданина трех миров — физического, душевного и духовного. Человек — существо семичленное и имеет следующие части: 1) физическое тело; 2) эфирное тело, или жизненное тело; 3) ощущающее душевное тело; 4) душа рассудочная; 5) исполненная духом душа сознательная; 6) жизнедух; 7) духочеловек7. В зависимости от точки отсчета эти части могут иметь другое название. Тело подчиняется законам наследственности, душа — судьбе, созданной ею самой,— карме, а дух — закону перевоплощения, «закону повторяющихся земных жизней». Соотношение между духом, душой и телом таково: дух непреходящ; смерть и рождение, согласно законам физического мира, господствуют над телесностью; душевная жизнь, подчиненная судьбе, является посредником между ними в течение земной жизни. «Эфирный двойник» является «дубликатом» физического тела, в нем находятся психические центры, имеющие форму лотоса, его функция заключается в том, чтобы впитывать из космоса психическую энергию и передавать ее через вращающиеся чакры железам физического тела. По мере развития человечества у людей, кроме семи основных чакр, начнут развиваться еще пять. Астральное тело есть «организм души», в середине которого находится физическое тело человека, в этом теле видны все его стремления, желания, страсти и представления. Характер представлений тесно связан с развитием органов биопсихического поля — чакр. Душевное существо человека отличается от его телесности, оно представляет собой самостоятельный внутренний мир, противопоставляет себя внешнему миру. Душа проявляет себя в ощущениях, чувствах и воле. В душевном мире выделяются следующие области: 1) пламени вожделений; 2) текучей возбудимости; 3) желаний; 4) радости и печали; 5) душевного света; 6) деятельной душевной силы; 7) душевной жизни. В мире души господствуют совсем иные законы, чем в мире физическом. Например, если в телесном пространстве для зрения существует закон перспективы, то в душевном пространстве все, близкое и дальнее, представляется видящему в тех размерах, которые соответствуют их внутренней природе. Основные силы, действующие в душевном мире,— симпатия и антипатия. Душа является связующим членом между телом человека и его духом. Она принимает активное участие в жизни как физического тела, так и духа. В душе надо различать три члена: душу ощущающую, душу рассудочную и душу сознательную. Эти образования, «среди которых человеческое тело является как бы в облаке», называются человеческой аурой.

2.2 Учение о сферхфизических мирах

Еще более тонким и сложным образованием является дух человека. Душевное есть основа для духовного так же, как телесное — основа для душевного. Духовная оболочка есть особое структурное образование, особая часть человеческого существа, она отделяет Духочеловека от единого духовного мира, делает его самостоятельным духовным существом. Внутри этой духооболочки живет Духочеловек. Духовное существо человека проявляет себя в мышлении. Антропософия считает, что макро- и микрокосмос, мир и человек — аналоги. Структура мира идентична структуре человеческого тела и представляет собой совокупность взаимопроникающих миров: «страна пламени вожделений», области «текучей возбудимости», «пламени желаний», «радости и печали», «душевного света», «деятельной душевной силы» и «душевной жизни». «Мир духа», или «страна духов», еще более, чем «мир душ», отличен от физического. Он состоит из того вещества, из которого состоит человеческая мысль. Этот мир является местом обитания «живых мыслей или духо-существ». В этом мире находятся духовные прообразы всех вещей и существ, находящихся в физическом мире и в душевном мире. Духовный мир также имеет семь областей, взаимопроникающих и пронизывающих друг друга. В них существуют различные роды прообразов, начиная от «прообразов физического мира» и кончая «зародышевыми зернами», готовыми принять разнообразнейшие формы мысле-существ. Когда эти зародышевые зерна вводятся в нижние области, они начинают проявляться в самых различных обликах. Идеи, с помощью которых человеческий дух выступает в физическом мире, суть лишь отражения, тени этих зародыше-мысле-существ духовного мира. Цели и задачи земных воплощений вырабатываются не на Земле, а в стране духов, подобно тому как план дома создается не на строительной площадке, а в кабинете архитектора. Задача «жизненного паломничества» человека заключается в том, чтобы быть вестником духовного мира, воплотить дух в телесном мире.

2.3 Теория познания

Р. Штайнер считал, что современная ему наука с помощью методов, разработанных для познания физического мира, не может перейти к познанию невидимых сверхфизических миров. Антропософия ставит задачу развития нового способа познания, она начинает процесс познания там, где кончает его наука. Человек, стремящийся к антропософскому познанию, должен развить силы, дающие возможность проникновения в сверхфизические области. Эти силы находятся в каждом из людей и лишь нуждаются в пробуждении и развитии. Путь к познанию высших миров лежит через получение посвящения. Одним из его условий является чувство благоговения, которое человек способен испытывать по отношению к высшим истинам или людям, обладающим этими истинами. Приобретенное человеком чувство благоговения вызывает существенные перемены в его ауре. Вместе с этими изменениями раскрываются способности познания сверхфизического. Другим условием получения посвящения является ориентация человека на внутреннюю духовную жизнь. Внешний мир во всех своих явлениях исполнен божественной славы, но божественное надо сперва пережить в своей душе, чтобы затем найти его в окружающем. Если получение посвящения является первым этапом на пути познания сверхфизических миров, то вторым его этапом является «обладание пустым бодрствующим сознанием». Только «пустое» сознание открывает духовный мир, «который существует не на Земле, не в космическом пространстве, а вне времени и пространства и который при этом образует самую глубокую сущность нашего человеческого бытия»9. Р. Штайнер полагает, что кроме высших форм познания человеку следует развивать общечеловеческие способности — мышление, чувства и волю. И высшие, и обычные формы познания можно развить с помощью метода медитации — наиболее совершенного инструмента познания, с помощью которого человек может познать высшие сверхфизические миры, их существа и силы.

3 АГНИ ЙОГА

Синкретические религиозно-философские воззрения развиты в Агни Йоге. Агни Йога, или Живая Этика,— это философско-этическое учение, направленное на раскрытие высших психических способностей человека с целью его внутреннего преображения и овладения космической энергией — Агни, стимулирования эволюции человека и человечества ко все более высоким формам космического бытия. Агни Йогой, или Йогой Космического Огня, учение называется потому, что ставит во главу угла овладение космической энергией, Живой Этикой — потому, что дает особые правила жизни и деятельности, цель которых — раскрытие внутренних способностей и сил организма. Создательницей серии книг Живой Этики является Е.И. Рерих (Шапошникова) (1879‒1955) — жена и соратница знаменитого русского художника Н.К. Рериха (1874‒1947). Живая Этика продолжает традицию синтеза философии, науки, религии, культур Востока и Запада, начатого теософией. Синтез понимался Е.И. Рерих как один из основных принципов учения: «Один принцип несомненен при определении Агни Йоги — это принцип синтеза. Зажечь огни без «синтеза чаши» невозможно»10.

3.1 Структура и функции текстов

Тексты Агни Йоги, по утверждению их создателей, были даны тибетскими Махатмами, а авторы текстов явились лишь посредниками в передаче учений. Эти тексты, как повествует предание, были записаны методом «автоматического письма» в особом измененном состоянии сознания и, таким образом, имеют трансцендентальное, сверхчеловеческое происхождение. Язык текстов Живой Этики специфичен, отражает афористичность и образность, характерную для философской и культурной традиции Востока, да и само их содержание многослойно. Последователи Агни Йоги считают, что тексты Живой Этики расширяют сознание, очищают биопсихическое поле человека, и эта их функция неотделима от специфики языка, которым они написаны. В текстах Агни Йоги одинаково важны как вибрационный, ритмический компонент, так и смысловой, вербальный. Первый способствует формированию особых измененных состояний сознания, подобных тем, которые возникают при чтении мантр или дзэнбуддийских коанов, и ведет к особой интерпретации смыслового содержания. Акт чтения Живой Этики выступает актом «сопричастности Шамбале». Само «слово» в учении Живой Этики рассматривается как важнейшее средство «одуховления» и просветления человеческой жизни11. Текст Живой Этики подобен мозаике, каждый отдельный фрагмент которой является частью целого, проявляющегося только после того, как все или многие фрагменты попали в поле зрения. Эффект расширения сознания связан с панорамным видением целого, которое наступает в определенный момент чтения. Качественный скачок, происходящий после накопления определенного количества информации, воспринимается читателем как озарение. В этом одна из задач и специфическая сверхпрограмма текста. Утверждают, что в силу сложности и большого объема текста полный охват его может быть произведен только структурами засознания — многомерной внутренней психики, так как целое ускользает от обычного вербально-логического мышления. Поэтому чтение текста выступает так же, как способ активизации высших структур бессознательной психики. В текстах Живой Этики нет систематического, последовательного изложения теории. Читателю постоянно приходится проделывать внутреннюю работу достраивания текста по различным линиям — онтологической, гносеологической, психологической, этической.

3.2 Учение о высших мирах

В фундаменте учения Агни Йоги о мирележит учение о духовном огне. «Тонкоеизучение материи и атома приведет к заключению, что жизненная энергия есть не электричество, но Огонь… Материя утверждается как огненная субстанция, и каждый мыслящий дух не будет отрицать силу высшую, которая есть Огонь…»12.Огонь рассматривается как источник всех материальных и духовных форм и явлений во Вселенной. Трансформация огненной субстанции рождает совокупность миров. Учение Агни Йоги в структуре мира выделяет: 1) Человеческий земной мир; 2) Тонкий Мир; 3) Огненный Мир; 4) Высшие сферы. В обычной земной жизни человек не воспринимает высших миров. Только огненное сознание, общее всем Мирам, может свидетельствовать о дальних жизнях. Более того, Иерархия высших существоберегает человечество от распространения сведений о Тонком Мире «по неполезному кругу»13. Тонкий Мир населен разнообразными существами. Их общим свойством является отсутствие плотных физических тел. Среди них есть существа как низкого, так и высокого уровня развития. Материальный, земной мир рассматривается Агни Йогой как вторичный по отношению к Тонкому, духовному миру. «Каждый камень на планете создан мыслью»14, утверждает книга «Аум». Еще более высоким и совершенным является Огненный Мир. Это мир, состоящий из «субстанции огня», высшей психической энергии: «Мир Огненный так же наполнен, как и другие сферы. Так же существа разных эволюции, но огненных степеней, стекаются для сотрудничества. Если плотное состояние под влиянием хаоса почти не принимает сотрудничества, если Тонкий Мир принимает сотрудничество групповое, то Огненный Мир отличается сотрудничеством полным». Огненный Мир — первичный источник процессов и явлений как Тонкого, так и плотного земного мира. Все строится в Огненном Мире, затем опускается в тело тонкое; созданное на Земле лишь тень Огненного Мира. Земной мир и высшие миры взаимопроникают друг в друга. Не только высшие миры питают Землю энергией; в свою очередь, человечество насыщает пространство своими эманациями и поддерживает их своей психической энергией. Состояние коллективной и индивидуальной психики человека оказывает влияние на всю совокупность миров, в том числе и физический. Каждое человеческое несовершенство духа отравляет также и физический мир, может вызвать землетрясения, бури и другие стихийные бедствия.

3.3 Учение об иерархии

Одним из краеугольных камней учения Агни Йоги является учение о космической иерархии. Иерархия Света пронизывает всю структуру мира, она представляет собой иерархию разумов на различных ступенях эволюционной лестницы. Иерархи, стоящие на высших ее ступенях, не сверхъестественны, они прошли длинный путь эволюционного развития, реализовали свою богочеловеческую сущность и теперь помогают выполнить эту задачу другим. В критические периоды развития Земли, когда чистота истины утрачивается и многие следуют ложными путями, великие иерархи воплощаются на Земле и в новые исторические эпохи, на новых языках приносят людям утраченную истину. К числу таких воплощенных иерархов Живая Этика относит основателей религий, философских учений, общественных реформаторов. Однако это не единственная форма работы космической иерархии. Процессы и явления плотного мира, как физического, так исоциального, зарождаются первоначально в Тонком Мире, а уже затем реализуются в плотной материи. Местом обитания представителей иерархии — учителей человечества является легендарная Шамбала — твердыня света, географическое местонахождение которой в книгах Агни Йоги не указано. Космической Иерархии Света противостоят силы хаоса и Иерархия Тьмы, цель которой — замедлить космическую эволюцию Человечества, внести в неё дезинтеграцию. С ними Иерархия Света ведет упорную и самоотверженную борьбу. В проявленном мире развитие движется в противоположностях, Иерархия Света с необходимостью предполагает Иерархию Тьмы. В Иерархии Тьмы есть силы, воплощенные на Земле: «чёрные ложи» Темной Иерархии раскинуты по всей планете и обычно размещаются в крупных городах. Назначение их — всячески вредить делам Иерархии Света и разлагать планету. Но еще более опасны темные существа, обитающие в низших слоях Тонкого Мира. Находясь в тонких телах, они «могут направить мысль на земных воплощенных», побудить их совершить преступления и грехи. Они могут вселиться в тела живущих на Земле. Тексты Агни Йоги говорят о близящейся окончательной битве сил Света и Тьмы.

3.4 Учение о человеке

Агни Йога считает человека продуктом длительного эволюционногоразвития,вобравшим в себя опыт человеческих воплощений на протяжении миллионов лет. Человек концентрирует в себе мощные энергии; энергия, которой обладает человечество, способна повлиять на процессы планетарного и космического масштаба: «Нужно не забыть, что энергия, получаемая человечеством, нужна для правильного движения планеты. Когда же эта энергия становится отравленной, она ослабляет оградительную сеть и тем нарушает равновесие многих светил»15. Одним из главных законов человеческого существования является закон кармы. Агни Йога рассматривает карму как многомерный процесс, совокупность пересекающихся кармических линий. Карма рас, племен и личности, карма давняя и настоящая — все они образуют сложные клубки. Подчеркивая трудность изменения кармы, Агни Йога считает, что до известной степени ее можно регулировать. Человек, прошедший множество воплощений, содержит в глубинах своего духа огромную информацию, не осознавая этого. Наслоения наблюдений за многие жизни, сложенные в глубинах духа, образуют «спящую мудрость». Дальнейшую эволюцию Земли Агни Йога рисует как двусторонний процесс взаимодействия Тонкого и плотного миров. Если люди минуют катастрофу, наступит время сближения двух Миров. Построение моста между Тонким и плотным мирами — первая задача человечества. Вторая задача, которая встанет после выполнения первой,— общение с дальними Мирами.

3.5 Этика

Агни Йога не случайно носит также название Живой Этики. Она уделяет большое внимание внутренней работе человека над собой, подробно рассматривает процесс самосовершенствования и восхождения ко все более высоким формам бытия и сознания. Самосовершенствование должно начинаться с отрешения от малых вредоносных привычек. Живая Этика указывает, от каких негативных качеств должен избавиться человек, чтобы достичь высших миров. Злоба, сомнение, недоверие, нетерпение, лень и прочие вдохновения Тьмы отделяют мир от Высших Сфер. Необходимо также изгнать из человеческого обихода хулу на ближнего и кощунство на высшее, ибо они порождают «черное пламя» и пожирают «светлую ауру». Еще одно препятствие на пути к высшим мирам — чувство собственности, а потому «опытом жизни и почитанием Иерархии» необходимо освободиться от этого чувства. Важным аспектом этической теории Агни Йоги является утверждение в земной жизни общечеловеческих ценностей: существует многообразие в обычаях, верованиях и языках, но каждое культурное действие будет общим для всего человечества, а такое обобщение Мира есть первая ступень к преображению всей жизни. Выполнение этических принципов Агни Йоги рассматривается как магистральный путь духовной и физической эволюции человека и человечества, восхождения человека по ступеням космической иерархии.

4 ИНТЕГРАЛЬНАЯ ЙОГА

Интегральная Йога есть сложное синтетическое учение о всецельном преобразовании человека, превращении его в «гностическое существо», богочеловека с помощью методов Йоги. Создатель Интегральной Йоги — индийский мыслитель и поэт Шри Ауробиндо Гхош (1872‒1950). После смерти основателя дело его продолжила Мирра Ришар (1878‒1973), получившая имя Мать от Шри Ауробиндо, который видел в ней воплощение Божественной Матери. Дальнейшее развитие Интегральной Йоги осуществляют ученики и последователи Шри Ауробиндо и Матери во многих странах мира. В 1966 году Генеральная Конференция ЮНЕСКО приняла проект «Ауровиль», положивший начало строительству Ауровиля — города Ауробиндо в Пондишери (Индия). Хартия Ауровиля гласит, что он будет «местом практических и духовных исследований для воплощения в жизнь подлинного Человеческого Единства».

4.1 Базовая концепция

Философия Интегральной Йоги представляет собой синтез философских идей Востока и Запада, прошлого и настоящего. Принцип интегрализма имеет в виду объединить древнейшие религиознофилософские идеи с современными научными взглядами. Существует три аспекта интегрализма Йоги Шри Ауробиндо. Первый связан с тем, что она объединяет и синтезирует множество форм Йоги, эзотерических учений и научных теорий. Второй заключается в том, что она делает попытку внести Йогу в жизнь человека, объединить Йогу и жизнь. Третий состоит в том, что в синтезированной Йоге,— как полагает ее создатель,— «все силы в человеке будут обьединены и включены в превращающее средство»16. Интегральная Йога оперирует синтетической терминологией, включающей индийские, древнегреческие и европейские понятия. Базовые термины имеют санскритское происхождение и восходят к ведической философии. При этом Интегральная Йога делает попытку наполнить элементами науки традиционные категории ведической философии, Шри Ауробиндо пишет, что в основе всего существующего лежит абсолютная реальность-Брахман. Брахман есть Абсолют, трансцендентальное Свехкосмическое бытие, служащее опорой космоса, Космическое Я, подпирающее все существующее. Абсолют, Пара-Брахман — это субстанция мира. Единое генетическое начало мира существует в триединстве Сат (бытия), Чит (знания), Анады (блаженства). Раскрывая сущность категории «Брахман», мыслитель применяет для его характеристики понятия «Атман» (первичное сознание), «Ишвара» (Всевышний Бог), «Пуруша» (познающий, созерцатель). В понимании Брахмана в Интегральной Йоге есть существенная специфика, связанная с применением для его характеристики идей эволюционизма. Сущность развития мира составляют два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса инволюции и эволюции мирового генетического начала, Мирового Разума. Инволюция есть «процесс самоограничения Силы Сознания», процесс уплотнения, которым сила Вселенского Сознания «завертывает» себя. При этом она проходит через последовательные стадии, пока не примет вид «плотного Космического Несознания». Эволюция есть противоположно направленный процесс, в котором «Сила Сознания снова появляется, выходя постепенно из видимого Космического Несознания». Из Несознания-Хаоса была организована материя «путем скрытой в нем Силы Сознания». Сила Сознания побуждает материю к эволюции. Так возникает жизнь и «живущие физические существа» — животные и растения. Теория инволюции и эволюции является в Интегральной Йоге базовой концепцией, позволяющей обосновать идею спиритуализации материи, перестройки физического существа человека и последующей сверхразумнои трансмутации человеческого существования. Цель человеческого существования — проявить Всевышнее присутствие. Это длительный процесс, уникальный и характерный лишь для Земли. «Этот земной мир в центре всех звезд и всех миров был сформирован, чтобы стать символом Вселенной и быть точкой сосредоточения работы по святому преобразованию материи»17. Шри Ауробиндо подчеркивает уникальность и ценность земного мира, земная жизнь есть наиболее удобный и быстрый путь осознания Всевышнего.

4.2 Концепция самореализации

Большинство существовавших и существующих форм Йоги связано со сложившейся еще в глубокой древности практикой поднятия первичной космической энергии в человеке Кундалини Шакти, заключенной в основании позвоночного столба — центре Муладхара-чакра по центральному спинномозговому каналу — Сушумне. По мере достижения восходящим потоком энергии чакр (центров биопсихического поля), лежащих вдоль Сушумны, практикующий Йогу получает различные Сиддхи (сверхспособности). Процесс этот является сложным, многоступенчатым, продолжается многие годы и предполагает существование особых эзотерических знаний и методик. Как правило он осуществляется под руководством посвященного учителя. По достижении восходящим потоком энергии Сахасрары (тысячелепесткового лотоса мозга), йог входит в Самадхи — особое сверхсостояние психики, когда индивидуальное я растворяется в Мировом Духе. Самадхи считается большинством форм Йоги конечным итогом и целью йогической практики. Шри Ауробиндо Гхош разработал иную концепцию самореализации в Йоге. В качестве основного инструмента Йоги он использует медитацию, в ходе которой космическая энергия Шакти начинает мягкое и ненасильственное нисхождение по Сушумне (центральному спинномозговому каналу). По достижении нисходящей Шакти нижнего центра биопсихического поля Муладхары, первичная космическая энергия, заключенная в нем, легко и быстро поднимается по Сушумне, и практикующий Йогу достигает Самадхи. Однако, достижение Самадхи в Интегральной Йоге не является конечным итогом. «Эта Йога начинается там, где кончили старые Йоги»18. Используя энергию Самадхи, йог осуществляет новое нисхождение по Сушумне, в процессе которого происходит трансмутация человеческого тела, его преображение. Итогом этой практики должно стать полное преобразование человека, который обретет бессмертное тело и богочеловеческий статус. Развивая новую концепцию самореализации, Шри Ауробиндо делает попытку синтезировать ее с научными методами. От науки он берет опытный метод познания, применяя его к йогической и спиритуальной практике. Сравнивая методы Йоги и науки, он пишет, что «йогические методы также созданы на основе знания, развитого и подтвержденного правильно поставленным экспериментом, анализом практики и повторяющимся результатом»19. Все основные йогические практики переосмысляются Интегральной Йогой под этим углом зрения. Однако, как подчеркивает сам Шри Ауробиндо, опытное познание в Интегральной Йоге является только вступлением к сверхчувственному, сверхумственному пониманию трансцендентного.

4.3 Учение о сознании

Интегральная Йога рассматривает человеческую психику как многослойное образование имеющее сложную структуру. Прежде всего выделяются внешнее и внутреннее сознание. Внешнее сознание имеет «поверхностное физическое, виталическое и умственное проявления». Но за этим внешним проявлением сознания в человеке существует «намного более великое, глубокое и сильное внутреннее сознание». Внутреннее сознание многослойно и имеет три основных области: подсознание — «невыраженное, нерасчленённое, невнятное сознание», наследие животной эволюции; засознание, которое «вмещает за наружным умом внутренний ум, более глубокий, обширный и эффективный», чем наружный; сверхразум — невербальное надлогическое сознание, не имеющее аналогов во внешнем сознании, эволюционное будущее человека20. В настоящее время человек пользуется только внешней зоной сознания. Это «пробужденное активное сознание», но оно охватывает лишь незначительную часть психики. Одна из основных целей Интегральной Йоги — расширить человеческое сознание, осуществить восхождение к высшим планам сознания, а затем низвести Сверхразумный план в земное бытие. Шри Ауробиндо выстраивает иерархию восходящих планов сознания от обычного человеческого рассудка к Сверхразуму. Первым шагом является подъем из обычного человеческого рассудка в Возвышенный ум. Это «светящийся ум-мысль, ум духа, рождающий концептуальное знание». Здесь нет «логических движений», отношения идеи с идеей, правды с правдой не установлены посредством логики21. Следующая ступень — Озаренный ум. Озаренный ум работает не посредством мысли, а посредством видения. Еще более высокая ступень — Интуитивный ум. Шри Ауробиндо определяет интуицию как «мощь сознания, более близко и тесно находящегося к первоначальному знанию». Это «непосредственное сознание», результат «проникающего и обнаруживающего соприкосновения». Следующий шаг восхождения поднимает к Надразуму, который «есть сила космического сознания, первоисточник глобального знания». Однако, в земной эволюции нисхождение Надразума еще не дает полной трансформации Несознания. Полная трансформация может быть достигнута «только путем опускания Сверхразума в земную структуру»22. На этой основе будет достигнута супраментализация земного бытия. Новый сверхразумный человек обретет бессмертие и установит божественную жизнь на Земле. «Гностическое сверхчеловечество — следующая отдаленная триумфальная победа, которая будет завоевана духом, спускающимся в земную натуру». Это будет новая совершенная коллективная жизнь «гностических индивидуальностей», образующих новый вид существ. Контуры будущего мира Шри Ауробиндо рисует в самых общих чертах, отмечая, что «единственным правилом гностической жизни будет самовыражение духа, воли Всевышнего бытия»24.

Ссылки

  1. См.: Безант А. Что такое теософия?//Аум: Сборник № 1. НьюЙорк, 1990. С. 25.
  2. Там же.
  3. Там же.
  4. Безант А. Древняя Мудрость. СПб, 1910. С. 218.
  5. Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Рига, 1937. Т. II. С. 37.
  6. См.: Безант А. Древняя Мудрость. СПб., 1910. С. 93‒94.
  7. См.: Штайнер Р. Теософия: Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека. Ереван. 1990. С. 42.
  8. Там же. С. 77.
  9. Штайнер Р. Какую пользу может извлечь медицина из применения духовно-научного метода//Аум. 1990. № 1. С. 128‒129.
  10. Письма Елены Рерих. 1929‒1938. Рига, 1940. Т. I. С. 31.
  11. См.: Трофимова Е. А. Учение Живой Этики: слова и образы //Матерь Агни Йоги: Сборник. Новосибирск, 1989. С. 131‒132. С. 478.
  12. Мир Огненный. III. §60//Агни Йога. В 3 т. Тольятти, 1992. Т. 2. C. 487.
  13. Братство//Мозаика Агни Йоги. Тбилиси, 1990. Кн. 2. С. 23
  14. Аум. §23. Новосибирск, 1990. С. 16.
  15. Мир Огненный. II. §356. Новосибирск. 1991. С. 191.
  16. Интегральная Йога Шри Ауробиндо. М., 1992. С. 21.
  17. Там же. С. 11.
  18. Там же. С. 24
  19. Шри Ауробиндо Гхош. Синтез Йоги. СПб., 1992, С. 5.
  20. См. там же. С. 556‒569, 592‒662.
  21. См.: Интегральная Йога Шри Ауробиндо. М., 1992. С. 363‒364.
  22. Там же. С. 367.
  23. Там же.С. 377.
  24. Там же. С. 378.

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

На эту тему религиозно-философского синкретизма есть хорошая книга, где идет речь о различных типах мировоззрения, идеологиях разных групп и их теориях о Мироздании, которые более или менее полно излагаются и критически сравниваются между собой, показывая настоящее лицо нашего мира, а также то, куда он движется и какие организации какими методами способствуют его духовному упадку, интеллектуальной дезориентации, посредством дезинформации населения Земли и пр. http://vk.com/doc68687269_191523469?hash=285edcb8082dc5003a

Отправить комментарий